В августе Русская Православная церковь отмечает 80-летие со дня кончины священномученика Николая Доброумова. Поиск сведений о нем привел нас в глубинку Коми. 24 января 1876 года в семье смотрителя Усть-Сысольского духовного училища Николая Михайловича Доброумова родился будущий священномученик. Когда Николаю Доброумову исполнилось три года, его отец был определен священником Петропавловской церкви села Усть-Кулом.

где находится магазин пан подарок

Подробней в видео:

А с 1886 года Николай Михайлович Доброумов — уже благочинный Усть-Куломского округа. Вся жизнь святого XX столетия Николая Доброумова с детских лет будет связана с этим районом северной республики — Усть-Куломским. Несколько лет назад Светлана Дорошева занялась изучением истории своей малой родины и составлением родословной и выяснила, что среди новомучеников аныбского храма и ее предок — церковный староста Христофор Казаринов, расстрелянный в 1931 году. Изучая его трагическую судьбу, Светлана выяснила и некоторые подробности жизни и служения на местном приходе священномученика Николая Доброумова, которые я и включила в настоящую статью. Дорога на Аныб представляла собой печальное зрелище.

Глубокие ямы, которыми был испещрен асфальт, — опасные дорожные ловушки для невнимательных водителей. Ехать пришлось по обочине, всего 10 километров в час, под немилосердно палящим северным солнцем. Значит, «аныб» можно перевести с коми языка на русский, как «возвышенное поле с углублениями, рытвинами». Впервые Аныб упоминается в 1678 году в писцовой книге Яренского уезда. В книге отмечалось, что в 1663 году здесь появились первые жители. В 1855 году в селе Аныб усердием прихожан была построена деревянная церковь с двумя приделами: в честь Преображения Господня и во имя святителя и чудотворца Николая. Сегодня мне с трудом верилось, что эти заповедные уголки северной земли, когда они еще были частью Вологодской епархии, часто посещали епископы и даже Вологодский губернатор.

Священник аныбской церкви Викентий Попов вел «Летопись аныбской Преображенской церкви», в которой описал подробности пребывания епископа Великоустюжского Иоанникия в северной глуши. В 1890 году владыка Иоанникий предпринял поездку по осмотру самых отдаленных церквей Усть-Сысольского уезда. Под Аныбом епископу благоугодно было остановиться не у пристани, а на второй версте ниже села, но против церкви, и отсюда с версту он изволил подняться пешком до села. Владыку встречали благовестом на колокольне приходской церкви. Епископ осмотрел фундамент строящейся каменной церкви. На въезде в Аныб мы сразу увидели Преображенский храм, в котором с 1906 по 1917 годы служил священномученик Николай Доброумов. Пустующая сегодня церковь хорошо сохранилась до наших дней. Сразу после закрытия храма в 1934 году здесь находился клуб, а в 1978 году открыли котельную. Но заложенный два века назад фундамент еще хранил свою прочность, и все также были крепки стены Божиего дома.

В день нашего приезда в храме и на его территории проходил субботник. 12 сельчанок, вооружившись топорами, вышли на борьбу с борщевиком и мусором, в храме разбирали перегородки, оставшиеся со времен котельной. В церкви можно было видеть старинные решетки на окнах, а в алтарной части сохранились места, где стояли престолы. Сподвигнуть большее количество людей на это благое дело уроженке села Аныб Марии, проживающей сегодня в Сыктывкаре, помог случай. Однажды в столицу Коми приехал с гастролями известный на всю республику хор ветеранов села Аныб. А вот со священником проблем, как считает Мария, не будет. Ведь рядом с Аныбом располагается Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь, братия которого уже окормляет храмы окрестных сел и деревень. Значение малого прихода села Аныба для рода священников Доброумовых раскроется для меня позднее. А в начале подготовки данной статьи краевед Анна Малыхина высказала свою гипотезу о том, почему священномученик Николай Доброумов выбрал для продолжения своей деятельности малый приход села Аныб.

В архиве Анны Малыхиной сохранилось единственное фото супругов Доброумовых. Рассказала Анна Георгиевна и подробности семейной жизни отца Николая. А вот священническая деятельность отца Николая на аныбском приходе проходила вначале вполне благополучно. Отец Николай продолжил ведение «Летописи аныбской Преображенской церкви», начатой его предшественником, отцом Викентием. 19 марта 1914 года от Сергея Семеновича Мишкова из Первопрестольной была получена риза на икону св. Отец Николай не оставлял без внимания ни одно историческое событие.

Доброумова, который оказал помощь на сумму 136 руб. 14 марта вследствие произошедшего переворота избран на сходе Временный Волостной комитет. 25 марта оглашен акт об отречении Государя-Императора от престола». 1909 год: «3 августа церковный сторож Василий Иакимов Нестеров обнаружил взлом в церкви. Почему же за все время образованный батюшка ни разу не попросил о переводе его на другой приход? Ответ нахожу в библиотеке села Аныб. Заведующая книжным царством Валентина Главатских заранее подготовила все материалы, которые в разные годы публиковались о священномученике Николае Доброумове в местной районке и других изданиях. Именно здесь мне посчастливилось сделать очень важное открытие, которое повлекло за собой расследование, посвященное родословной священномученика. Так, изучая клир Аныбского храма, я выяснила, что еще с 1860 по 1869 году здесь служил другой представитель рода Доброумовых — Матфей Васильевич Доброумов.

О нем сохранилось совсем немного сведений. Он был сыном священника Халезской Введенской церкви Никольского уезда Василия Симеоновича. К моменту окончания Вологодской духовной семинарии Матфею Васильевичу было 32 года. После храма села Аныб он служил в церквях Кадниковского уезда. Следующее упоминание представителей священнического рода Доброумовых будет связано с освящением придела Преображения Господня нового каменного храма села Аныб, которое 29 декабря 1895 года совершил благочинный Николай Михайлович Доброумов — отец священномученика Николая Доброумова. Позже, читая летопись аныбского храма, я неоднократно встречала информацию о пожертвованиях на вечное поминовение рода Доброумовых, которые делала мама священномученника Николая Доброумова и вдова покойного благочинного Николая Доброумова.

Апполинария Филофеевна доставила в аныбскую церковь «крест напрестольный серебряный византийской работы с рельефным Распятием, высотой 8 вершков, весом два с четвертью фунта, стоимостью 130 рублей. В 1912 году 12 июня она доставила полное священническое облачение. В 1914 году опять жервовательница, вдова Апполинария Доброумова из Усть-Кулома, выслала в церковь Евангелие молебное бархатное с серебряными наугольниками. Это позволило говорить о том, что храм в Аныбе был родовым для священников Доброумовых. Здесь, как выяснилось, служили все представители немногочисленной коми-зырянской ветви Доброумовых. Благодаря краеведу Анне Малыхиной состоялось наше виртуальное знакомство с потомком священномученика Николая Доброумова — Сергеем Соколовым. На сайте Сергея Соколова, посвященного его родословной, я обнаружила информацию о представителе рода Доброумовых, благодаря которому они получили свое дворянство.

Много предки священномученика Николая Доброумова потрудились на ниве просвещения людей. Среди выдающихся педагогов Доброумовых я встретила Андрея Александровича Доброумова. Работал сначала псаломщиком Орловской Троицкой церкви. Московской духовной академии, помощником смотрителя Донского духовного училища в Москве и автором книги «Донской монастырь в Москве». Много учителей было и среди представительниц рода Доброумовых. Похоронена на кладбище Алексеевской обители в Москве. Галерею учителей Доброумовых продолжил и священномученик Николай. Изучая материалы архивов, я была поражена, какую огромную преподавательскую деятельность вел священномученик Николай Доброумов. А в соседнем с Аныбом селе Руч, в котором батюшка Николай трудился законоучителем земского училища с 1907 по 1910 год, мне удалось побывать.